Е-Ж

01.12.2016

Егерь–1) работник охотничьего хозяйства, выполняющий (как правило, под руководством охотоведа) ряд функций в области надзора за соблюдением правил охоты и (или) в области ведения охотничьего хозяйства (биотехнические, учетные, регуляционные и другие мероприятия) на определенном  участке охотничьих угодий (егерский участок, обход);  2)(устар.) служитель при барской охоте; 3) (устар.) ружейный охотник с легавой собакой (совр. разгов.  легашатник) (Стая гончих составляет главную, основную часть псовой охоты, и также необходима как музыка для танцев, оркестр для оперы, легавая собака для егеря (П. Мачеварианов, «Записки псового охотника»); слово заимствовано из немецкого языка изначально под влиянием моды на иноязычные заимствования для обозначения «птичьих стрелков», первое упоминание в «Росписи охоты Петра II» (О. А. Егоров, «Очерки истории русской псовой охоты»); первая трансформация значения происходит в царствование Анны Иоанновны, когда егеря входят в так называемую «егерскую команду» предназначенную для проведения ружейной охоты по европейскому образцу. В дальнейшем в период широкого распространения ружейной охоты (с упадком комплектной охоты), вследствие влияния на нее европейской охотничьей традиции,  понятие «егерь» значительно расширилось и к концу XIX приобрело следующее значение: «охотничья прислуга в ружейной охоте. На обязанности егерей лежит: 1) надзор за охотничьим хозяйством в предназначенных для охоты угодьях; 2) подготовка и устройство охот и 3) оказание охотникам соответствующих услуг при производстве охот. К обязанностям первого рода относятся: охранение угодий, лично и через сторожей, от самовольной охоты посторонних лиц; прикармливание в зимнее время некоторых птиц и зверей (преимущественно серых куропаток и диких коз); истребление хищников, не составляющих предмета охоты, например ястребов, кошек, и наблюдение за сторожами, за охотничьими постройками и за всеми вообще охотничьими принадлежностями. Обязанности второго рода заключаются в дрессировке и натаске собак, в разыскании тетеревиных и глухариных токов (см.), удобных мест вальдшнепиной и утиной тяги ..., выводков и вывалов дичи, в обкладывании медведей, лосей, волков и других зверей, в найме загонщиков (кричан) для облав и в самом устройстве облав. Егерь должны оказывать охотникам помощь отличным знанием дела и местности и скорейшим разысканием дичи в удобных для стрельбы ее условиях» (Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А., 1890 — 1916 гг); современное значение слово приобрело в советское время в период организации на территории страны института охотничьих хозяйств; производное от немецкого  «Jäger» так же дало название роду войск, получившему свое развитие во времена Тридцатилетней войны в прусской армии  ‑ небольшим группам ловких и мобильных стрелков, набиравшихся из сыновей охотников и лесничих; в дальнейшем опыт создания таких мобильных бригад  (некий паобраз войск особого назначения) переняли и армии других стран: с 1761  по 1856 гг. в России также существовали различные виды егерских войск (батальоны, корпуса, полки).

Езда –  (разгов.) псовая охота, характерный пример взаимоотношений «термин ‑ профессионализм (разговорный эквивалент термина)» в рамках русского охотничьего языка; псовой охотой, вопреки складывающимся сегодня убеждениям, может быть названа только охота с борзыми собаками, но отнюдь не с гончими, поскольку охота с гончими вне состава комплектной охоты подразумевает лишь ружейную охоту, таким образом,  можно наблюдать даже явное противопоставление «псовая охота ‑ ружейная охота», при котором «псовая охота» это либо комплектная охота, либо просто езда с борзыми; возможно также: езда по волкам; езда по чернотропу(в брызги, по брызгам, по пожару, осенняя), по белой тропе (во порошнее время, по пороше, по насту, в санях), езда внаездку (на мышковках, на хлопки), вравняшку и т. д. (… по времени охоты она подразделяется на езду по чернотропу (по земле, не покрытой снегом) и на езду по белой тропе (по снегу), причем в том и другом случае ездят  (охотятся) или с одними борзыми, или с борзыми и гончими собаками вместе. Независимо от последнего подразделения, езда по чернотропу делится еще на езду в брызги (ранней весной, когда оттаивает только верхний слой земли), по пожару (позднее, но до посева яровых хлебов) и осеннюю (главное время езды, с 1 сентября до 1—15 ноября). По белой тропе ездят во порошное время (см. Пороша), по насту (см) и в наездку в санях. С одними борзыми ездят или за неимением гончих (Владельцы охоты, состоящей из одних борзых, называются, в шутку, мелкотравчатыми), или в местах, изобилующих зверем, а также во время перехода в отъезжих полях (в продолжительных осенних охотах вдали от своего дома) с одной квартиры (временной стоянки охоты) на другую. Такая езда подразделяется на езду в наездку, на езду в равнинку или равняжкой и на выездку на зарю. Езда в наездку, производится в одну свору (одним охотником с 2—4 борзыми, рыскающими на свободе) и делится на езду на хлопки (только на зайцев, которых охотник выгоняет из мелочей, хлопая арапником), на мышковку (преимущественно по лисицам, во время добывания ими себе на полях корма), с кричанами (голосом и стуком выгоняющими зверей из отъемных островков на борзятника), с ищейками (собаками дворными, старыми гончими, легавыми, рыскающими перед охотником с борзыми и разыскивающими зверей чутьем) и на узерку (поздней осенью, высматривая издали заметных выцветших, т. е. побелевших к зиме, зайцев). Езда в равнинку, преимущественно по лисицам, производится в несколько свор охотниками, подвигающимися развернутым фронтом, с выдвинутыми вперед флангами; зверя, помеченного «в меру», начинают травить, как только он побежит; зверей, обозренных на очень далеком расстоянии, охотники стараются объехать со всех сторон и, затем, травить внутрь круга, друг на друга. Выездка на зарю производится только по волкам, в такое время осени, когда гнездари (старые волки) начнут водить молодых волчат с собой на добычу; при возвращении их утром с добычи охотники подкарауливают их в опушке острова, в котором находится гнездо волков, где размещаются с борзыми на сворах еще ночью. Правильная езда с борзыми и гончими собаками вместе может производиться только комплектной (самостоятельной) охотой (Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А., 1890 — 1916 гг)).

Ёмь, емь — лапа хищной птицы (Нападая на свою добычу, они (соколы — Е. Ц.) поднимаются над ней и бросаются на нее сверху, со сложенными крыльями. При этом соколы наносят своей жертве сильный удар сложенными и прижатыми к туловищу «ёмями» («ёмью» называется лапа хищной птицы), точнее — когтями задних пальцев. Удары эти бывают настолько стремительны, что очень часто сокол не успевает захватить добычу передними пальцами, и убитая или тяжело раненая птица падает на землю, а на нее уже спускается сокол. Таким образом соколы «бьют добычу» (Г. П. Дементьев, Охота с ловчими птицами)); слово древнего происхождения, родственно глаголу  «иметь», «имать» в значении «хватать, брать», ср. лат. «emō», «ēmi» ‑ «беру».

Енот — 1) хищное млекопитающее семейства енотовых  (лат. Procyon); 2)(разгов.) енотовидная собака; енотка — (разгов. просторечное) самка енотовидной собаки; енот уссурийский - неправильное название енотовидной собаки (Н.Ф.Реймерс, «Словарь охотника»); в русском языке является результатом ошибочного наименования и происходит от латинского  обозначения совершенно иного рода млекопитающих — генетт (лат. Genetta) с характерной фонетической заменой g на j (так же, как немецкое «Gefreiter» превратилось в русское «ефрейтор»).

Жадность – важное качество борзой собаки, заключающееся в ее яростном стремлении ловить зверя; жадность к зверю, жадная к зверю (о борзой).

Желтодушка ‑ 1) лесная куница (Martes martes) или ;2) шкурка лесной куницы; душка ‑ участок шкуры на горле и груди у некоторых некрупных хищников; название дано по горловому пятну желтого цвета (метафорический перенос).

Жемчуг (жемчужины, перлы) ‑ 1) мелкие костные бугорки, покрывающие основание рогов косули и др. оленей (Н.Ф.Реймерс, «Словарь охотника»); обозначение заимствовано из немецкого языка вместе с культурой трофейной охоты; 2) белые крапинки в оперении кедровки, скворца и. др. птиц (Н.Ф.Реймерс, «Словарь охотника»); во всех случаях — метафорический перенос.

Жёрдка ‑ самоловное орудие на рябчика в виде ствола деревца, укрепленного между двумя деревьями, с установленной на нем петлей. Разрешена только в промысловых районах страны (Н.Ф. Реймерс, «Словарь охотника»); название возникло в результате метафорического переноса; лежаещее в основе слово «жердь» ‑  из общеславянского словарного фонда.

Живить ‑ (о ружье) давать много подранков из-за недостаточной резкости боя; способность ружья «живить» признается не всеми охотниками, а большое количество подранков и промахов приписывается неверному подбору патронов, отсутствию прикладистости ружья и увлечением его владельца стрельбой дичи, находящейся на излишне большом расстоянии.

Живоловушка - самоловное орудие, предназначенное для добычи зверей и птиц живьем (при этом в ряде случаев в дальнейшем производится их умерщвление) (Широкому промысловому применению живоловушек мешает их громоздкость и в связи с этим, меньшая транспортабельность (С. Е. Черенков, «Самоловы»)); типы живоловушек: переносные живоловушки: ящичные (в том числе и с опадной дверкой или качающимся полом), бутылки, ледянки), где в качестве отдельного подтипа выделяются сетевые живоловушки: лучки, обметы, тропники, рукавчики, пута, опадные сети, шатры, навесные сети, ставная сеть, гоны, перевес, саль, каскан, вентерь, тенета), стационарные живоловушки (катушки, цилиндры, ямы, улитки, садки, коши, морды, ступы, короба, верши, клети, корали).

Жиры ‑ 1) жировочный участок ‑ место, где жирует зверь (Надо помнить, что в отличие от жировочных участков, на заячьих лежках не бывает помета (Т. П. Томилова, «Зайцы и охота на них»); 2) жировочный след — след, оставленный зверем на жирах; выходить на жировку,орать на жирах  ‑ (о гончей) отдавать голос на жирах (проявление слабоголосости).

Жировать — (о звере) кормиться (Вообще же поздней осенью и зимой зайцы, в том числе и беляк, часто жируют на окраинах населенных пунктов и в прилегающих к ним сельскохозяйственных угодьях (Т. П. Томилова, «Зайцы и охота на них»)); специальное значение далеко отстоит от общеязыкового: «жировать» – жить роскошно, кутить, расточать; значение «кормиться, передвигаться в поисках корма» развилось, вероятно, из первичного «пастись, есть корм»; болгарское «жир» – «сало, желудь», сербохорватское «жир» – «желуди», аналогично и в словенском – «желуди», «пища», и чешском – «корм», «откармливание»: таким образом, значение, с которым слово употребляется в охотничьем языке, первично.

Назад

 

 

 

 

Новое на сайте

Как варить лосиную губу

10.01.2018

Одна из самых лучших охотничьих закусок - лосиная губа. Кажется, что готовить ее очень сложно. Но это совсем не так. Мой рецепт приготовления губы позволяет получить потрясающее блюдо с минимальными усилиями

Ни в коем случае не бросайте лосиную губу! Это один из самых замечательных деликатесов, которые только можно попробовать в мировой охотничьей кухне!

Рецепт лежит тут!

Гигиена мяса дичи (обновление раздела)

13.12.2017

Человек есть то, что он ест. Но главное, чтобы то, что он ест, не ело его. Анализируя запросы по моему сайту, заметила, что в последнее время многие пользователи стали искать не "стейк из лося" или "приготовление бобра в домашних условиях", а информацию о гигиене мяса дичи, болезнях диких животных и т. д. 

По причине важности темы выкладываю главу "Безопасность превыше всего" из моей книги "Большая кулинарная книга охотника".

Что имели - не храним

26.07.2017

Интервью с начальником Отдела экономики, техники, права и охотничьего туризма Всероссийского научно-исследовательского института охоты и звероводства им. профессора Б. М. Житкова  Сергеем Ивановичем Миньковым об испытаниях промыслового оружия: "комбинашки" ТОЗ-34 5,6/20 (28) и МЦ 19.

Ю. Б. Сериков, "Луговская находка и дискуссия о возможности охоты на мамонтов".

24.02.2017

Спорно, но прочитать полезно.

В. И. Цалкин "Материалы для истории охоты и скотоводства в Древней Руси"

02.02.2017

Самый подробный материал по остеологии  для тех, кто интересуется историей охотничьей культурой и любит читать первоисточники. Из книги В. И. Цалкина "Материалы для истории охоты и скотоводства в Древней Руси", на которую все ссылаются, но которой нигде нет. 

Яндекс.Метрика