Трофеи другие

Страсть человека к коллекционированию и демонстрации своих трофеев зародилась очень давно. Однако для большинства из нас представление трофея и того, каким он может быть в значительной степени ограниченно несколькими стереотипами: рога, голова, клыки, чучело. Однако в Европе, на родине современной общепопулярной трофейной традиции, этим скудным списком не ограничиваются.  Культура охотничьих трофеев здесь значительно богаче и разнообразней, чем у нас.

"Охота и Охотничье хозяйство" № 10, 2008

 ТРОФЕИ ДРУГИЕ

Страсть человека к коллекционированию и демонстрации своих трофеев зародилась очень давно. Изначально имея лишь практическое значение (шкуры как материал для одежды, рога как дополнительное оружие взамен заостренной палки), трофеи постепенно стали и символом победы над зверем и памятным знаком успеха. Теперь мы восхищаемся то формой и внушительным размером лосиных рогов, то хрупкостью и живописным изяществом лисьих клыков или чучела тонкоклювого бекаса, приобщаясь тем самым к древней культурной традиции.  Однако для большинства из нас представление трофея и того, каким он может быть в значительной степени ограниченно несколькими стереотипами: рога, голова, клыки, чучело. Однако в Европе, на родине современной общепопулярной трофейной традиции, этим скудным списком не ограничиваются.  Культура охотничьих трофеев здесь значительно богаче и разнообразней, чем у нас.

В русской охотничьей традиции мы находим довольно мало сведений о сохранении трофея вообще. Только А. А. Черкасов упоминает, что крестьяне-промышленники отрезали у добытых глухарей хвосты, высушивали их в развернутом виде и употребляли для украшения избы. Даже такой популярный в Европе трофей как рога не имел ценности: их чаще всего бросались на месте, где был взят зверь. Брали только молодые рога благородного оленя (изюбра) – панты и то только в Восточной Сибири, где они шли на продажу китайцам, использовавшим их для приготовления лекарственных средств. Исконной трофейной культуры как таковой фактически не существовало: большинство ее элементов было заимствовано из европейских стран путем интенсивного культурного обмена между представителями знати.

Сегодня в Европе классические трофеи – не простая демонстрация победы над зверем уже не актуальны. Хороший трофей свидетельствует, что на данном участке успешно ведется охотничье хозяйство и дичь может достигнуть расцвета. Но здесь имеется и другая сторона медали: сегодня некоторые европейские охотники опасаются излишней переоценки значения трофея (прежде всего рогов), стремления к супер-трофеям и рекордам, что будет идти в разрез с охотничьей честью и способствовать восприятию подобного трофея не как символа охотничьих талантов, а как свидетельства финансового превосходства. Трофеи ценят как напоминание о прекрасных моментах охотничьей жизни и знаки успешной охоты, поэтому список трофеев по давним традициям расширяется несколько непривычными для нашего человека вещами.

 К примеру, охотник, добывший серну, делает для себя еще и кисточки из ее шерсти для украшения шляп – в Германии еще 40-50 лет назад они были даже более желанным трофеем нежели рожки. Кисточки изготавливаются из черных остевых волос с хребта (зимний наряд). Особенность этих волосков – в их структуре и длине (до 20 см). Особенно ценятся длинные тонкие очень темные волоски с четко очерченными светлыми кончиками.  На кисточки годятся и длинные остевые волоски с шеи оленя (зимний наряд): они несколько короче (до 15 сантиметров) и имеют коричневую окраску с бросающимся в глаза светлым кончиком. Кисточки, изготовленные из кабаньей щетины, считаются самыми прочными и долговечными, потому что для них используются щетинки со спин взрослых особей. Нельзя также обойти вниманием и кисточки из шерсти со спины барсука и из заячьих «усов» (на одно изделие идут усы нескольких длинноухих).  

Украшают шляпу охотника и некоторые части пернатой дичи: из зимнего наряда глухаря предпочтительны перья верхней части хвоста, из хвоста тетерева – косицы, из брачного наряда крякового селезня – тонкие серповидны перья, у гусей, уток и фазанов – перья со сгиба крыла (зеркало). Хвосты глухарей и тетеревов сохраняют целиком, укрепляя их в распущенном виде на деревянных медальонах.  Иногда на медальоне укрепляют не только хвост, но и голову петуха: такие трофеи служат настенным украшением. В некоторых странах (например, на территории бывшей Чехословакии), где возможна была охота на дроф, ценились их усы или изготавливалась оформленная как настенное украшение комбинация из их хвоста, крыльев и головы с шеей.  Интересные трофей дают также   вальдшнеп и бекас – на сгибе крыла у вальдшнепа находится маленькое 2-3 сантиметровое перышко, называемое «живописным» – жесткость и тонкость делают его незаменимым для некоторых тонких художественных работ; у бекаса берут маленькие перышки с копчиковой железы и делают из них вышеупомянутые шляпные кисточки.

Любопытно, что на своей шляпе охотник может носить кисточки или перья не только из дичи, добытой им самим. В ход могут пойти и найденные в лесу перья, особенно если их хозяин принадлежит к охраняемым видам. Охотнику надо только точно знать, какой именно птице принадлежало это украшение, чтобы не опростоволоситься в разговоре с товарищами.

В старину охотники доставали трофеи и из желудков каменных козлов – безоары (камни имеющие гладкую, блестящую поверхность, исчерна-зеленоватый, голубоватый или сероватый цвет и раковистый излом, которые иногда образующиеся в желудках животных и человека при попадании туда неперевариваемых предметов). Они  считались сильным противоядием и потому высоко ценились не только европейскими, но и русскими владыками. Но особо почитали безоар на Востоке – шах персидский в 1808 г. даже послал один в подарок  Наполеону Бонапарту .

Но вернемся к трофеям менее экзотическим: помимо традиционных кабаньих клыков, большое значение европейские охотники придают и клыкам благородного оленя, которые являются одним из излюбленных трофеев. Их аккуратно извлекают из челюсти и укрепляют в композициях на маленьких медальонах, оправляют в серебро, вставляют в ювелирные украшения, заколки, запонки. Желто-красные зубы взрослых альпийских сурков, клыки лис и куниц тоже предстают в виде тщательно сохраняемых экспонатов домашних трофейных коллекций.

Причина такого многообразия необычных трофеев, которые мы можем увидеть рассматривая европейскую трофейную культуру отражает стремление сохранить как можно большее из добытого зверя. Это совершенно иной подход охотника к добытой дичи и отражение желания не просто «набить побольше», но и сохранить память о добытом в соответствии со своими традициями и своей совестью.

 

 

 

 

Яндекс.Метрика